«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth». Своя душа — потёмки.

Глупо оспаривать тот факт, что человек нашего времени во всех отношениях превосходит своего косного собрата рубежей девятнадцатого — двадцатого веков. Естественно, не только пресловутыми «быстрее, выше, сильнее» — среднестатистический гоминид из столетия информационных технологий умудряется хранить в голове терабайты знаний, и, кроме того, его несравненно сложнее удивить или повергнуть в ужас, не становясь при этом объектом критических нападок и обстрела насмешливыми «Не верю».

Нашего искушённого современника безуспешно пугали трупами юных утопленниц не первой свежести, изъеденными клопами и бог весть какой ещё гадкой фауной, невообразимой концентрацией энергичных мертвецов с вилами на квадратный сантиметр, реками кетчупа, леденящими душу воплями и перекошенными лицами скримеров, запрещающих игроку моргать. Да мало ли изуверств ещё изобрело воображение разработчиков, подзадоренное зеленью хрустящих бумажных пачек?call of cthulhu

И всё-таки, соблюдая догмы стилистики и тягучей давящей атмосферы, нашего избалованного коллегу по дегустации игр можно заставить панически дрожать даже от вида собственной тени или лишнего щелчка посреди ночи. Отдельные части всем известной серии Silent Hill с её специфическими азиатскими вкусами на внешность монстров наглядно продемонстрировали справедливость этого тезиса. Впрочем, предмет обсуждения данной статьи даёт приличную фору любому «Тихому Холму» и, если быть честным, самого прародителя жанра выживания Alone in the Dark отодвинет в почётный дальний угол, обвязав весёленькой праздничной лентой и отдав на растерзание детишкам. Как вы уже поняли, Call of Cthulhu — проект совсем другого рода, в ряду классических хорроров выделяющийся своим амплуа белой вороны.call of cthulhu

Творчество Говарда Лавкрафта словно изначально, когда ни о прототипе современного кинематографа, ни тем более о видеоиграх не могло быть и призрачного намёка, создавалось и подгонялось под создание игровых шедевров и мрачных фильмов, обречённых собирать полные кинотеатры и армады фанатичных почитателей. Столь атмосферные и заточенные под зрелищную переработку произведения быстро нашли отклики в творческой среде, и в настоящий момент существует великое множество попыток публичной адаптации мифологии Ктулху в виде штампованных десятками компьютерных, настольных игр и экранизаций, но вот с удачными переложениями — не то по воле разгневанного Дагона и злой судьбы, не то по чистому стечению обстоятельств — дело складывается туго. Дедушка Теобальд, будучи профессионалом по части безжалостной атаки нервной системы читателя, имел бы полное ревностное право возмутиться безответственным отношением к своему вкладу в обогащение целого раздела литературных ужасов, если бы не студия Headfirst Productions, которой удалось одной победой смыть позор тысячи минувших поражений. В основу сюжета легли несколько рассказов Лавкрафта, однако, больше всего чувствуется влияние «Тени над Иннсмаутом».call of cthulhu

Британцы корпели над своим детищем более пяти лет, после чего молодая студия столкнулась с препятствиями, обойти которые без чужой помощи не смогла. На выручку целеустремлённым англичанам устремилась Bethesda Softworks, у которой от природы особое чутьё на задумки с большим будущим.

С первых минут игра может оттолкнуть размеренным течением завязки и запутанной хронологией роликов на рендере, но по мере развития сюжета мрачное очарование набирает обороты. Некогда живописный провинциальный городок с благородным прошлым центра рыболовного промысла встречает главного героя — детектива Джека Уолтерса — потрясающе детализированными притонами для бедноты, нечистыми ранами одетых в лохмотья беспризорников, грязной руганью несговорчивых горожан и бестактностью жандармов, из чего становится ясно, что в портовом селении не принято встречать чужаков с распростёртыми объятиями. Брызжущие слизью гибриды рыб и амфибий, точно материализовавшиеся из книжных ремарок, оккультисты, умалишённые — всё смешивается в вихрь смертоносного сумасшествия и страха. Геймплей отличает учёт немощной физической формы и самочувствия игрового персонажа, подкошенного пребыванием в «жёлтом доме»: от долгого созерцания кричаще-омерзительных видов (даже струек крови) Уолтерса, явно не элитного солдата с горой мускулов и стальными нервами, начинает мутить; в закрытых помещениях, тесно связанных с деятельностью Ордена, перед глазами героя пьяно сгущаются контуры окружающего мира; акробатические номера на балках под потолком провоцируют дрожь в руках и вероятный промах при выстреле. В особенно стрессовых ситуациях детектив выразительно выкрикивает безысходные фразы и тянется за револьвером в порыве желания покончить с испытаниями психики самым очевидным способом. Монстры реагируют на движения и громкие звуки, в некоторых локациях пригодится мастерство конспирации и терпение. Автоматического прицела нет, иной раз точность Джека регулируется китайским рандомом, вследствие чего огнестрельное оружие мажет с метра до цели, но и противники не наделены богатырской живучестью. Прорывать любую оборону с воинственным кличем — не лучшая тактика. Умнее вспомнить опыт стелс-экшена былых лет и затаиться в сумраке — лучшем друге молодёжи и слабых. Именно ожиданию «в засаде» игра обязана третью атмосферы – полоумный стук сердца сыщика в сочетании с хлюпающей вознёй чудовищ и треском поверхностей, пострадавших от удара когтей. Всё перечисленное в пандане с несколькими миссиями-погонями вполне способно расшатать впечатлительному игроку нервы вплоть до обычного состояния Джека Уолтерса.call of cthulhu

Сведения о характеристиках оружия отсутствуют как таковые. Сколько патронов вмещает барабан револьвера? Можете сразу завести книгу для ведения расходов или ориентироваться по трупам с учётом среднего арифметического промахов. Насколько эффективен автомат против кособоких чешуйчатых громил? Узнаете методом проб и ошибок.

Видимого индикатора здоровья вроде зелёной шкалы или ряда сердечек нет. Травмы видны на игровой модели героя. «Исцеление» также не ограничивается скучным кликом в меню: неглубокие царапины необходимо обеззараживать бинтами, открытые раны придётся зашивать во время битвы, а сломанные конечности — фиксировать шиной для скорого срастания. Крупные боевые ранения и общий уровень потрёпанности отражаются на игровой механике: сильно повреждённый Уолтерс может переломать все кости на спуске со ступеней высотой десять сантиметров, а потому годится только как иллюстрация в медицинском справочнике.call of cthulhu

Несмотря на лёгкую безалаберность подхода, разработчикам удалось подогреть аппетит игрока. Отсутствие тактико-технических данных даже сопутствует полному погружению в неповторимую атмосферу. Креативная подача сюрпризов и неожиданных сюжетных поворотов в Call of Cthulhu не раз заставит новичка если не задуматься об открытии кирпичного завода, то испуганно вздрогнуть уж точно.

Графика несколько портит впечатление. Заурядные текстуры, из рук вон плохо сглаженные модели героев с застывшими взглядами и пластилиновыми бакенбардами. Впрочем, игра замечательна своей художественной ценностью, а не технической стороной, да и увлечённый перипетиями истории игрок вряд ли зациклится на анализе несовершенств устаревшего движка.call of cthulhu

В процессе исследования Иннсмута взору играющего предстанут и баги, на некоторых локациях образующие малоприятные скопления. В целом же количество программных ошибок не очерняет шумных комплиментов в адрес игры.

Звуки отрегулированы и подобраны превосходно, как и полагается в претендующих на успех хоррорах. Неторопливые шаги, свист вылетающего из перерезанной глотки воздуха, скрип прогнивших половиц иннсмаутской гостиницы — всё это сделано почти живым. Озвучка также не даёт почвы для претензий: хриплые угрозы жителей портового городка засядут в памяти надолго.call of cthulhu

«Зов Ктулху» — ювелирная работа, достойный кандидат в номинации лучшего хоррора последних лет. Несомненно, игра не заставит жалеть о потраченном времени и поспособствует тесному знакомству с уникальным жанром лавкрафтовских ужасов.call of cthulhucall of cthulhucall of cthulhucall of cthulhucall of cthulhu

Исполнитель Никельский Владимир Александрович (tomas_atkins)