Анри Матисс — путь в искусстве

Знаменитый французский живописец Анри Матисс сумел в своем творчестве соединить искусство с философией, а иррациональность с французским вкусом.

 

анри матисс

В начале ХХ века путь развития французской живописи в основном определялся мнением уважаемых искусствоведов о новаторстве в искусстве. Именно они сумели превратить провинциала Анри Матисса в одного из кумиров de la belle France (прекрасной Франции), а его стиль, вначале воспринятый публикой как возмутительная выходка, стал общепризнанным культурным языком изобразительного искусства.

анри матисс

Матисс и фовисты

Художник вел поиск новых сочетаний цветов, используя цветовые пятна. Он делал краски размытыми и грубыми, но также яркими и насыщенными, он противопоставлял себя импрессионистам. Такой метод вначале подвергся яростной критике и был назван дикостью.

Но художники-новаторы из группы Матисса ошеломили зрителей своей раскрепощенной палитрой. И вот уже слово fauve (дикость), брошенное критиками, закрепилось в мировом искусстве как название нового течения – фовизма.  Фовисты наслаждались безудержным буйством красок.

Торжествующий оптимизм

Для Анри Матисса это был лишь один из этапов. Он готовился к самому плодотворному периоду творческой жизни. Матисс всегда хотел противопоставить силу природы техногенной цивилизации, вытягивающей из людей все соки и превращающей их в манекенов. Он имел свое особое восприятие воздуха и света и создавал полотна, схожие с картинами живой анри матиссприроды.

Критики сравнивали его картины с отдельными кадрами цветного фильма, где одно мгновение быстротекущей жизни может остановиться навсегда. Его величие – в пропорциональном сочетании сложности и простоты. Объем играет в его картинах важную роль, хотя очертания предметов подчинены законам изображения на плоской поверхности.

Творческий метод Матисса

При подготовке к написанию шедевра мастер анализировал пластику, движение, сочетания цвета, а начиная работу, стирал все из памяти и писал, руководимый подсознанием. Таким способом он научился сочетать в творчестве рациональный подход и вдохновение, и всегда был противником энергий абсурда и разрушения в искусстве.

По словам Матисса, золотую середину нужно искать между культурной энергией человека и божественным вдохновением.