Вологодское кружево

Невозможно представить культуру Волгограда без вологодского кружева. Узорное ремесло впору назвать древним: его истоки идут от XVI-XVII веков, особую популярность оно получило во время расцвета Российской Империи. Основными приемами кружева является выведение льном узоров из звездочек, розеток, замысловатых круглых орнаментов, которые использовались не только на одежде, но и на салфетках, предметах домашней утвари. Для создания такой красоты кружевницы используют деревянные спицы под названием «коклюшки», подушка-валик, сколок, несколько булавок, моток отбеленного (не обязательно) льна и собственную фантазию. Во времена крепостного права их таланты высоко ценились: при мало-мальски богатой усадьбе содержались работницы, умело управляющиеся со льном и коклюшками. Если у помещика было много денег, то в губернии создавалось кружевное производство. Результаты труда десятков женщин отправлялись сначала в Москву, а затем – в новую столицу России Санкт-Петербург.

Но почему же прославилось именно вологодское кружево? Отдельным видом искусства оно стало с начала-середины XIX века, когда рядом с Вологдой в селе Ковырино предприимчивая помещица Засецкая основала свою «фабрику» по снабжению представителей российской знати кружевными украшениями. Молодые девушки и умелые женщины плели тонкое, почти прозрачное кружево для платьев, белья, камзолов и других предметов гардероба состоятельного горожанина. Отличалось от других оно не только превосходным качеством, но и западноевропейскими узорами, которыми вдохновлялись работницы. Именно эти произведения искусства стали эталоном народного плетения кружевом, набирая известность за пределами империи. Повторить необычайные узоры вологодских кружевниц не сумел никто, поэтому, по статистике за 1912-ый год, в Вологде работало 40 000 промышленников. Учить ремеслу детей начинали с 5-6 лет, причем не только девочек, но и мальчиков, и к пятнадцати годам подмастерье с большой вероятностью становились мастерами и учителями, передавая необычную технику и секреты другим таким детям.

Помимо непосредственно исторической справки, в Волгограде кружевные рубашки до сих пор пользуются большим спросом. Еще во время бытия Российской Империи, в селах и деревнях Волгоградского края существовала традиция «пойти на перебаску». Так как кружевное плетение было основным ремеслом женщин, сразу после свадьбы девушка, вышедшая замуж, надевала на себя все рубашки, сплетенные ей до замужества. Количество и качество рубашек говорило о духовном и материальном богатстве невесты, а теперь уже и жены. Свое отражение традиция нашла в русских народных сказках, многие из которых были написаны Александром Пушкиным: его королевны и царицы то и дело представлялись читателю в шелках и кружевах.

Сейчас технологию кружева из женских рук перевели в механизмы. Машинное полотно, которым отделывают дорогую одежду, также является кружевом, что в данном случае не верно – на то, что делали русские кружевницы, полотно может быть схожим лишь внешне. В XXI веке все сложнее разделять ручную работу от машинной, поскольку ручное производство может быть на загляденье красивым, но с едва заметными ошибками, когда как машина все проделывает идеально – и это лишает кружево ценности. Однако, по мнению стилистов и модельеров, мода на кружева даже в повседневной одежде еще не скоро пройдет. Всемирно известные женщины Америки и Европы по-прежнему используют русское кружево в своем гардеробе: так, например, звезда многосерийного проекта «Игра престолов» Эмилия Кларк пришла на лондонскую церемонию в желто-синем кружевном платье от дизайнеры Ульяны Сергеенко. Ее работы вообще популярны у западных актрис и моделей: Бейонсе, Дита фон Тиз, Кейт Хадсон – все они предпочитают платья и наряды Сергеенко, не раз выходя в них в свет. Не отстают и русские знаменитости эстрады – Иосиф Кобзон вместе с женой часто посещают мероприятия, где демонстрируются лучшие ажурные работы. Сотрудники «Снежинки» подарили ему валенки ручной работы, с вышитыми на ним кружевом и бисером. Помимо творческих деятелей, компания не обделила и любимых в Вологде людей – экс-губернатору области Вячеславу Позгалеву был подарен самовар с кружевными декорациями из льняных нитей и росписью.

Возвращаясь к отечеству и истории кружева, нельзя не упомянуть «Снежинку». «Снежинка» — это вологодская организация текстильной промышленности, существующее с 1930-го года. На момент 2017-го года, это одна из самых известных фабрик вологодского народного кружева. Среди работников предприятия можно отыскать легендарные в области плетения имена – Вера Веселова, Елена Мельникова, Виктория Ельфина и многие другие мастерицы XX века. «Снежинка» не принимает машинный способ плетения, в компании работают исключительно высококвалифицированные рукодельницы и мастера. Компания ревностно сохраняет не только вологодские традиции, но и саму трудолюбивую суть тонких, неповторимых узоров. Продукция компании имеет широкий ассортимент: не ограничиваясь лишь одеждой, фирма выпускает скатерти, занавески, покрывала, салфетки и многое другое, что активно используется в интерьере квартиры или дома. Недаром со «Снежинкой» ассоциируется красота севера России. Ознакомиться с полным каталогом можно на официальном сайте компании, где также много информации о стиле вологодского кружева, истории и значения ремесла в современном мире.

В XXI веке кружевные изделия, тем более выполненные вручную, являются признаком не только моды, но и богатства. Не каждый может позволить себе рубашку с узорчатой отделкой, выполненной традиционным способом из столицы российского кружева. Именно знаменитости, власть имущие и просто богатые люди подчеркивают свою уникальность с помощью ажурных сплетений изо льна, выполненных руками живого человека, а не механизмом запрограммированной машины. Пока есть мастера и кружевницы, пока они готовы обучать ремеслу других людей – оно будет жить не только в России, но и за ее пределами. Так, например, в 1958-ом году в Брюсселе «Русские мотивы» (занавес из Вологодчины) был удостоен высшей наградой Гран-при. Чтобы ближе познакомиться со всеми деталями тончайшего ручного ремесла, можно посетить Музей кружева, открывшийся в Вологде в 2010-ом году. Основная экспозиция, не включая дополнительные выставки, состоит из более 500 предметов, многие из которых имеют историческую ценность.

Вологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружевоВологодское кружево