О христианской вере

ты то что ты ешь кто сказал

Говоря о христианской вере, следует не забывать, что, несмотря на общие положения и достаточно строгие догматы – это все же личное дело и представление каждого человека. Путешествуя по России и общаясь со многими людьми, я не раз замечал, как разнится не только представление о том, во что они верят, но и традиции, среди которых, кстати, немало суеверий, подчас имеющих языческие корни. Например, помню, что однажды на Крещение я помогал разливать воду в одном из храмов необъятной Родины. Естественно, что ко мне стоял поток людей за святой водой, поэтому, я имел бесценный опыт общения с разными людьми – от курящих в церковной ограде парней в дорогих спортивных костюмах до набожно крестящихся женщин в сером тряпье (кстати, одежда православных – это вообще отдельная тема, но об этом позже).

ты то что ты ешь кто сказал

По природе я человек общительный, поэтому я охотно разговаривал со многими, кто был открыт для диалога. И тут для меня открылся целый этнографический кладезь суеверий и иже с ними. Например, одна женщина, весьма вероятно, завсегдатай храма, в котором я помогал, яростно доказывала мне, что ставить тару со святой водой на пол или землю (ну, вообще, снег, но так было бы непонятно) нельзя, потому, что так в неё проникают бесы. Никаких доводов она привести не смогла, кроме того, что это «ну, логично же!». Другой представитель напрочь отказывался принимать воду из моих рук, указывая на то, что я женат (кольцо на пальце), а, следовательно, уже имел опыт телесных отношений, так сказать. Стоял и громко требовал, чтобы разливом святой воды занимались только невинные дети (со мной было еще несколько женщин, под категорию «невинные дети» они не подходили). Примеров суеверий много и связаны они, как вы понимаете, не только с Крещением.ты то что ты ешь кто сказал
Я говорил в начале про языческие традиции. Собственно к язычеству сюда можно отнести отношение к святой воде, свечам в церкви, куличам (которые больше половины населения России ошибочно зовет «пасхами») и прочим внешним атрибутам. Отношение у людей зачастую как к панацее или как будто к тому, что является в христианской религии основным. При этом часто люди забывают о внутренней стороне вопроса – не редки случаи, когда у так называемых верующих весь дом уже заставлен иконами, они продолжают покупать еще, а сами не знаю даже основных молитв, молитвенного правила не выполняют.ты то что ты ешь кто сказал
Как же такое положение дел соотносится с православным христианством, спросите вы? Никак, и это «никак» имеет свои корни. Еще в Древней Руси, когда христианство было только привнесено на Русь, оно, в простом народе, развивалось на базе язычества – самые основные противоречия решались в пользу христианства (представление о том, что Бог всё же один, а не существует целый пантеон, например), остальное, представляло сложный сплав между язычеством и христианством. Например, отношение к святым, которым также приносились вместе с молитвами жертвы, как ранее местным божкам или существам более низшего ранга в языческой иерархии. Зачастую, можно было наблюдать слияние святых и языческих существ, а также слияние праздников. Яркие примеры — Масленица или день Ивана Купала. Они отмечаются в одно время с христианским календарем и в сознании народа долгое время несли как христианское, так и языческое значение. В силу особенностей развития России интеллектуальный застой долгое время сохранялся в среде крестьянства, составлявшего вплоть до конца XIX в. 90 % населения. Потом, в конце XIX в., начале XX в. ситуация с образованием, а, следовательно, и с абстрактным мышлением, необходимым для отхода от язычества, начала выправляться. Однако прошедшего века, с его социальными процессами и потрясениями слишком мало, чтобы ситуация смогла существенно измениться.

ты то что ты ешь кто сказалты то что ты ешь кто сказал
ты то что ты ешь кто сказал

Исполнитель Homicida_Daemones (homicida)