Неси свой крест, не говори, что тяжко.

Данная статья представляет собой рецензию на повесть Альберта Лиханова «Голгофа». Затрагиваются вопросы нравственности, жизненного выбора и выхода и сложных ситуаций.трудности

(повествование ведется от 1 лица)

Повесть А. Лиханова «Голгофа» впервые была напечатана в 1979 году в журнале «Знамя». Состоит она из четырех глав, в каждой из которых происходит нравственное становление главного героя. Им является Алексей Пряхин – фронтовик, загнанный чувством собственной вины в ловушку. А перед кем он, собственно, был виноват?

Перед своей московской соседкой, только что получившей похоронку на сына, в то время как он, Алексей Пряхин, попросту «отирался в тылу»? А может, перед своим начальником, Иваном Федоровичем, которому обещал «за двоих воевать», а сам не выдержал и одной бомбежки? Или он бесповоротно и безоговорочно виновен лишь в том, что лишил матери и единственной кормилицы троих детей? По мнению Алексея, повинен он во всем и сразу, и только он один. Но так ли это на самом деле? Ведь, если призадуматься, на фронт он не ушел не потому, что трясся где-нибудь в сарае, скрываясь от призыва, а оттого, что не сумел громко и уверенно заявить о своем желании идти воевать. Но тогда это уже вопрос не жалкой трусости, а характера человека. Не каждый может смело перечить своему начальству и упрямо требовать своего, несмотря на крики, уговоры и протесты. И факт того, что Алексей все-таки смог получить разрешение уйти на фронт, по моему мнению, для него уже является достойным поступком.трудности

«Хреновый из него вояка вышел, что и говорить», — так отзывается об Алексее повествователь. С этим, конечно, не поспоришь, но и вины здесь тоже нет. Не всем на войне быть героями, бесстрашно отстреливающими сотни немцев, подрывающими вражеские самолеты и танки. Должны быть и те, кто первыми погибает на передовой, кто сразу же попадает в плен или же с тяжелыми ранениями в госпиталь, как Алексей Пряхин. Ему просто не повезло, не улыбнулась судьба, вот и пришлось мучиться на грани жизни и смерти несколько месяцев. А считал Алексей это справедливым наказанием. Только вот за что?

Одним из самых тяжелых эпизодов «Голгофы» можно назвать сцену нечаянного убийства героем женщины, перевозящей хлеб. Именно этот момент стал переломным в жизни главного героя, после чего он окончательно «захлебнулся» в своей вине. Но опять же, назвать это всецело виной Алексея Пряхина невозможно. Что ему нужно было делать? Закричать обезумевшей от страха женщине? Нет гарантии в том, что он был бы услышан и понят. Попытаться увести огромную машину в сторону, чтобы избежать столкновения? Он всеми силами пытался. Выспаться накануне, чтобы не растерять внимания на дороге? Возможно. Заметил бы он ее чуть раньше, и трагедии бы, возможно(!), не произошло. Ведь могла бы эта несчастная женщина попасть под другую машину, или погибнуть от внезапной бомбежки. Но произошло то, что произошло, и винить в этом некого.трудности

Равнодушным читателей не оставляет явная симпатия писателя к главному герою. Он не винит его изначально, поэтому и окружает такими добрыми и нужными Алексею людьми как тетя Груня и Анатолий. В отличие от Зинаиды, которую А. Лиханов во многом осуждает, Алексея Пряхина прощает и сам автор и читатель.

В целом повесть мне понравилась, она заставила задуматься над многими нравственными и жизненными вопросами. В образе главного собраны осколки каждого из нас, его поведение, мысли и чувства отражают внутренний мир самого А. Лиханова. Авторскому описанию образов, в особенности женских, также хочется уделить внимание. Писатель мастерски сумел передать характеры как простодушной утешительницы тети Груни, ее особенную речь, манеру поведения, так и ослепленной смертью Кати и совсем еще маленькой Машеньки. Образ Зинаиды, ее поступки, помогают в раскрытии образа Алексея. И на мой взгляд, наиболее интересно было, при чтении, следить за духовным ростом главного героя, его становлением как личности. Изменения, произошедшие с Алексеем за все это время, играют важную роль в повествовании.трудности

Интересна также и связь смысла повести с ее названием. Причем же здесь Голгофа, гора, на которой был распят Иисус Христос? Согласно преданию, мученик не только был жестоко казнен на вершине скалы, но и был вынужден тащить на нее распятие. Потому Голгофу часто называют «горой страданий». Также и Алексей Пряхин, обвинивший себя во всех грехах, «тащил» по жизни свой «крест». И это была его личная Голгофа.

Исполнитель Трофимова Анастасия Евгеньевна (nastiatrofimova)трудноститрудноститрудноститрудности
трудноститрудноститрудности