В жизни каждого шести — семилетнего ребенка наступает такой ответственный момент, как начало учебы в школе. Это очень сложный этап не только в психологическом, но и в физиологическом плане.
С поступлением в первый класс у ребенка меняются не только условия жизни, но и заводятся новые контакты, появляется масса обязанностей. Теперь всё подчиняется учебе, школьным заботам, домашним заданиям.
Адаптация семилетнего ребенка к школе – это достаточно длительный процесс, влекущий за собой активизацию всех жизненных систем организма.
Школа ставит перед учениками массу задач, требующих максимального напряжения интеллектуальных и физических способностей. Задействуются все эмоциональные ресурсы организма. Нагрузка на ребенка значительно возрастает, по сравнению с предыдущими периодами жизни.
Большинство детей приступают к занятиям в школе психологически подготовленными. Они готовы принимать требования учителя, соблюдать режим обучения, правила поведения и общения. Несмотря на трудность выполнения многих правил, желание новизны, изменение своего социального положения, появление новых друзей и интересов помогают ребенку проходить период адаптации легче и с меньшими психологическими затратами.
Немаловажную роль играет отношение учителя к ученику. Уже на начальном этапе формируются взаимоотношения учитель-ученик, где учитель играет роль высшего непререкаемого авторитета. Дети чётко осознают статус учители, дистанцию и отличие его от других взрослых.
Основная задача школы — дать детям необходимые знания, помогать в освоении определенных навыков и умений. Несмотря на общую готовность и желание детей учится, психологическая готовность у всех разная. Дети с низким уровнем внимания, плохой памятью или недостаточным интеллектуальным развитием проходят адаптацию с большими трудностями.
Продолжительность адаптации длится приблизительно полтора месяца. В этот период дети быстро устают, у них снижается восприятие информации. Поэтому не стоит в это время проводить чрезмерно интенсивную учебную деятельность, следить за тем, чтоб не нанести ущерб здоровью ребенка.
Совместная работа учителей, психолога и родителей помогают свести к минимуму последствия адаптации. Благожелательная эмоциональная обстановка, внимание к запросам и реакциям ребенка необходима в первые учебные недели. Основная работа учителя в этот период как можно плавно перейти от игровой деятельности к учебному процессу. Родители в свою очередь должны как можно больше хвалить своего ребенка, подбадривать, радоваться малейшим его успехам.
Советы психолога родителям, чьи дети проходят адаптацию к школе:
— Чаще говорите своему ребенку о том, что вы любите его и что он особенный.
— Будьте терпеливы.
— Обсуждайте с ребенком школу (проблемы, с которыми он сталкивается, отношения с друзьями, интересы). Помогайте находить оптимальные решения.
— Вспомните, какими вы были в его возрасте, и с какими трудностями сталкивались. Если вы правша, попробуйте освоить письмо левой рукой. Вы сразу поймёте насколько сложно приходится вашему ребенку.
— Интересуйтесь успехами ребенка у его классного руководителя. Обязательно обсудите успехи с самим ребенком.
— Хвалите ребенка в этот период чаще, чем делали это обычно.
— Отмечайте успехи, которые ребенок делает в занятиях, которые ему по душе.
— Старайтесь посильно помогать выполнять домашнее задание. Непонимание какой либо школьной деятельности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка в период адаптации.
— Объясняйте ребенку необходимость соблюдения общественных правил, выполнение которых не зависит от настроения ребенка.
Следуя этим несложным советам, адаптация вашего ребенка пройдёт максимально легко и не принесёт серьёзных проблем со здоровьем.
Исполнитель Жукова Наталья (tashka_h)