У художника наболело, статья о том, как на самом деле обстоят дела в художественных мастерских и у членов союзов художников города Витебска.

Совсем недавно прочитал статью «гандляры у храме мастацтва» автор А. Турок.

И статью «Где взять миллиард» (автор – руководитель белорусского союза художников).

Народная воля – 20 февраля 2015 года.

И хотелось бы к недостающему миллиарду добавить свой «пятак», так как тоже уважаю храмы искусства.

У нас в городе Витебске исторически «в голодные 20-е годы» был невероятный взлет творческого ренессанса рукотворно созданный Марком Шагалом и Казимиром Малевичем, где впоследствии появилась целая плеяда известных художников различных направлений.

Если кто бывал в Витебске, то здание, явившееся «очагом культуры того времени» намного меньше (раз в 10) чем нынешнее здание областного «союза художников».

Проведя исторические параллели можно сказать простым обывательским языком: «У современных творческих лидеров напрочь отсутствует та самая творческая харизма, которая так необходима личности художника, скульптора и архитектора». Представьте себе помещение в 4 этажа в областных художественных мастерских, где судя по стендам в холле насчитывается десяток художников членов союза художников области, ютящихся в небольших по квадратуре помещениях-мастерских. И одновременно являющихся индивидуальными предпринимателями, выживающими на редких госзаказах и частных подработках.

Еще удивительно, что все остальные помещения на несколько лет вперед сданы в аренду различным организациям и предпринимателям – ремонт машин, парикмахерские, массажные салоны, магазин меда, офисы ритуальных услуг и так далее.

Председатель союза художников области никак не взаимосвязан с хозчастью, где управляющий с молчаливого согласия членов союза художников из храма искусства превратил здание, находящееся на балансе общественного объединения союза художников Беларуси в своеобразный торгово-производственный комбинат, где уже 20 лет и не пахнет художественными красками и скульптурной глиной.

А на должностях по обслуживанию здания находятся не творческие люди, а предприниматели и коммерсанты, которые и «спасают» от разорения и угасания не художников с их творческими инициативами, а недвижимость от различных налогов и судя по словам главы союза художников всей Беларуси от наездов губернаторов и мэров.

И это при том, что рядом процветают торгово-развлекательные и деловые центры тех же частных и общественных объединений, построенные с нуля, тоже не имеющие поддержки государства.

Еще удивительнее то, что процветающие спортивные лотереи, где победители получают выигрыши по миллиарду, не могут повториться в лотереи художественные тем же союзом художников для поддержки культуры Беларуси. А ведь можно хоть раз провести художественный типа солби выставки-продажи, или реализовывать творческие произведения совместно с облисполкомами, как когда-то было в СССР через художественные лотереи. Мне кажется, что настоящие художники, особенно «союза художников Беларуси» должны в экстремальных условиях, как «передвижники» создавать массу произведений и массу гениальных шедевров. Ведь существует огромнейшая база как материальная, так и духовная в каждом городе и области. К примеру, можно создать: мини-рынки для художников любых направлений (как профессионалов, так и любителей)

– художественно-декоративное оформление как города, так и области – сувенирные и ювелирные лавки

– арткафе, бары

– выставка-продажи, конференц-залы по продаже картин и постоянно действующих выставок и не одной, а 5 или 6- онлайн передачи

– кружки по изо и ДПИ, скульптуре и ландшафтному дизайну.

– производство малых архитектурных и скульптурных форм с выставкой-экспозицией. Также можно проводить презентации художников, вечера встреч с ветеранами художниками, создать аллею звезд знаменитых художников области и Республики, наших соотечественников, участвовать в дизайн-проектах праздника города, как когда-то участвовал и создавал свои инсталляции Казимир Малевич в Городе Витебске ко второй и третьей годовщине октябрьской революции.

Так что работу для художников в городе, в области, всегда можно найти. А если посмотреть на массу выделяемых средств (в школах, детских садах) для отдела идеологии по оформлению жизни нашего населения, а также культуры и работы с молодежью, то можно еще раз сказать: в наших художественных мастерских 30 выставок за год – это такая мелочь, и можно сказать на это тратить сотни миллионов, как указывает главный руководитель художественного союза Беларуси – то же самое, что отдыхать и наслаждаться природой ничего не делая.

Необходимо, чтобы в художественном совете были инициативные лидеры-художники, не выживающие, а творящие. Не административного, а инициативного мышления. Подобная ситуация состоит и с кинотеатрами города Витебска, где десятки лет находятся в бездействии огромные помещения кинотеатров (витебский кинотеатр Бригантина), а некоторые кинотеатры превратили в торгово-деловые центры, где как раз тоже продается тот самый МЕД, и услаждается жизнь простых обывателей. А также еще продается очень много всевозможных икон и литературы для христианства. Хотя государство у нас светское.

Многие помещения просто законсервированы в связи с тем, что нет средств для их ремонта. А потом наступит момент, что найдется какой-нибудь нувориш, который скупит все помещения и опять их будет использовать не по назначению. А ведь что на западе, что на востоке, уже давно существуют «прибыльные» мультиплексы, где заходя внутрь человек может провести чуть ли не пол дня развлекаясь и отдыхая, наслаждаясь после тяжелого трудового дня.

Чтобы не бездействовать и не использовать все культурные направленности данные для помещений такого направления хотелось бы предложить правительству ввести жесткие меры не только к подчиненным, но и к руководителям, штрафуя их за неактивность и бесхозяйственность, не инициативность и не привлечение свободных областей и зданий в общегосударственную систему благосостояния, отдыха и творческого развития населения. Ведь не секрет, что существует множество зданий, которые руководство просто сносит, чтобы они не подвергались ни ремонту и не отдавались в безвозмездную аренду по дешевке. Ведь можно быть «сытыми», но духовно отсталыми, а тогда чем мы отличаемся от хорошо организованных, но живущих только по инстинкту выживания животных. Человек потому и стал человеком, что стал творчески мыслить, творить и создавать произведения искусства как в науке, так и в иску3сстве.

Познавая мир на 90% визуально, то есть художественно переосмысливая окружающее. Когда в государстве на первом плане будет искусство, которое многие политики считают никчемным украшательством и расточительством, только тогда расчет заменится сотрудничеством, а жизнью станет прекрасной.

Искусство – это лакмусовая бумажка общества, законодательной и исполнительной власти, особенно показывающая социальные проблемы. И там, где оно уничижается, и ставится на последний план, там рождается закон «сильного», а значит «главного», где права и свободы уходят на второй план, а кто виноват – это уже не имеет никакого значения и никого не интересует так как от безответственных людей и невозможно ничего ни спросить, ни потребовать.