Психосимволизм формы и содержания в искусстве

«Воля переходящая из пассивного состояния в активное – психологическая сила внутреннего восприятия, возбужденная внешними силами».

Самым активным воздействием психосимволов можно считать наглядные формы (плакаты, стенды, афиши, рекламные щиты, световые эффекты), встречающиеся на каждом шагу, особенно в огромных конгломератах.

Основная цель формо-символов-моментальное отражение содержания в форме. К примеру: символизм наглядной агитации состоит в предложении, разъяснении и решении целей и задач влияющих на огромные массы населения.

Чаще всего наглядная агитация несет тематическую нагрузку. По времени влияния она относится к рекламе. Основные формы наглядной агитации – плакаты, стенды, объектные композиции (на выставках, экспозициях, музеях и т.д.) Чаще всего информация является тематической и преследует цель последовательного объединения разнообразных текстов, символов изобразительного искусства, фотоматериалов под единой идеей, раскрывающей ее смыл и содержание. Основным свойством наглядной агитации является требование ее постоянного обновления. Тематические композиции являются высшей формой рекламного искусства наглядной агитации.

Они неотъемлемая часть тематических выставок, конференций, форумов, различных соревнований, праздничных выставок – продаж и т.д.

Долгосрочная наглядная агитация существует только на уровне «монументальной» моды, рассчитанной на «пятилетки», «семилетки», при решении крупных общественных задач и планов государственной важности. Особенно впечатлительной наглядная агитация бывает при смене приоритетов в политике, экономике, науке и искусстве массового характера, где обновление происходит во времени и пространстве.

Именно в тематических композициях, рассказывающих о важных общественных событиях, появляется общее стилевое решение, которое должно вписываться в целостность архитектурного ансамбля.

Тематические композиции влияя на огромное количество людей создают целостное общественное мнение (коллективный психосимвол), определенной направленности и смыслового содержания. Часто наглядная агитация ассоциируется с «агитационным оружием» (агрессивная реклама) достигающим и поражающим психику человека. Объединяющим в единое целое различные потребности и возможности людей.

Намного длительнее существование тематических композиций берущих свое начало из прошлого, в настоящее и заглядывающих по спирали истории в будущее. Это прежде всего: тематические музеи, научно-методические центры (школы, лицеи, колледжи, гимназии, университеты). Характерной особенностью постоянно действующих тематических экспозиций является увеличивающаяся ценность, по мере увеличения времени существования. В отличие от быстротечности тематики в наглядной агитации.

Разнообразие музеев делает их неотъемлемой частью цивилизованности общества и государства. При смене политических приоритетов, исторические музеи меняют символизм экспозиций, уничтожая или пряча в запасниках, «компрометирующие новую власть факты». Тематика музеев может быть разной, также как и объем: от мини… до макси… от государственных до частных, от национальных до международных. Но какие бы они не были по форме и содержанию, у них есть несколько общих черт: помещение, освещение, информация, тематичность.

Выбор места размещения. На первый взгляд, выбор места является несущественным и второстепенным. Поэтому часто, для размещения экспозиций приходится довольствоваться свободными и малопригодными на первый взгляд частями стены, холла, улицы или площади. В таких случаях надо искать не крупные плоскости и пустые помещения, а заполнять минимумы зрительных пространств.

Чем больше по количеству плакатов, стендов с огромным количеством информации, тем меньше на них обращают внимание зрители. Психосимволы обращают на себя внимание, если они редкие и необычные. Поэтому, часть сведений необходимо сообщать с помощью смволов иероглифов, слов и афоризмов в сочетании с документальной информацией. Мелкие тексты, рисунки, предметы располагают на передних планах, а более крупные – на задних, соблюдая перспективное равновесие.

Так же отрицательно для восприятия загроможденность одной из сторон.

Но, иногда, чтобы выделить, акцентировать внимание на тематическом тексте, фотографии или предмете, надо сознательно окружать его более ярким контуром, крупной формой или более мелким окружением. Для концентрации внимания необходимое место можно ярко осветить, а второстепенные приглушить, ввести в теневую среду. Иногда второй план может быть размещен высоко или низко. А иногда внутри затемненной формы может ярко контрастировать светящаяся, создавая ложную глубину пространства.

Если необходимо разместить много информации в малом пространстве, то благодаря законам перспективы, необходимо ее искусственно сократить. Сжав в несколько раз. Это создаст иллюзию большого пространства. Подобное искажение форм излюбленный прием при возведении куполов церквей, костелов и мечетей. Где невысокие снаружи, изнутри, они кажутся поднебесно величественными, как бы вовлекая человека, смотрящего вверх, в притягивающую невесомость. Смотрящие как бы «взлетают» вверх, к вершине купола, приобретая иллюзию легкости и полета над землей.

Крупные потолочные элементы, наоборот, опускают, придавливают человека к земле, принижают его. Особенно это качество используется в тех же изображениях Бога и людей, где Бог изображается очень крупным и монументальным, а люди намного меньше и менее выразительны как по цвету, так и по форме. Если плакаты, стенды и тематические композиции выставок носят непостоянный характер, то экспозиции музеев – длительный и смысловой. Последовательно раскрывая зрителю все новые и новые части событий. Музейные экспозиции – это строго регламентированные, повествовательно-образные части интерьера или экстерьера Зрителя ненужно заставлять, его необходимо направлять. Для этого необходимо с помощью световых лучей, цветовых пятен, расположенных под разным наклоном форм создавать познавательную среду передвижения. То замедляя, то ускоряя внимания зрителя на важном и второстепенном. Идея и ее воплощение в плакате, стенде, экспозиции, должна находиться в непрерывном единстве, как формы, так и содержания любого явления. Профессиональным качеством опытного от не опытного художника, дизайнера, конструктора, архитектора является максимальное количество идей воплощенных в одной форме.

К примеру: Низко расположенная перекладина входных дверей в усыпальницу, принуждает человека неосознанно склонить голову в поклоне, что символически является символом почитания перед умершим, отдание чести и уважения. Подобное (низкое) расположение надписей на постаменте скульптур и памятников, с надписью о героях, используется с подобной целью. Точно так же, приближение к божественному идеалу предполагало размещение религиозных зданий, дворцов, крепостей, на возвышенных местах. На фоне восходящего солнца. До сих пор символизм креста полумесяца, купола выделяет из повседневности происходящего вечные, непреходящие ценности духовности и почитаемых верующими сооружений.

Часто существуют огромные объемы пространства, которые можно перепланировать по принципам многоуровневой среды.

К примеру: В большом холле можно с помощью стеклянных полупрозрачных перегородок плоскостей разрезать пространство на части, создав эффект одновременного присутствия внутри и снаружи экспозиции, т.е. информационное пространство на одной и той же плоскости как бы раздваивается. Такие же эффекты достигаются при расположении в центре холла двухсторонних экспозиций.

Иногда используются не только стены и перегородки, но и потолок с полом, где часто располагают спокойные композиции, символы и зашифрованные послания, в форме орнаментов, вензелей, рисунков и т.п. форм.

Прекрасным решением интерьеров и экстерьеров является использование малых архитектурных форм, мебели, где появляется многофункциональное использование одного и того же предмета.

К примеру: Скамья для сидения возле окна: с подставкой для цветов, одновременно закрывает, как декоративный элемент интерьера отопительные батареи. Стена-композиция из стендов делит пространство и одновременно несет информационно-художественную нагрузку. Секции шкафов, поставленные задней стенкой друг к другу, одновременно являются разделительной стеной.

Если тематика расположения стендов не соответствует интерьеру, то необходимо придерживаться уже существующего стилевого решения. Только с некоторыми изменениями и дополнениями.

К примеру: Если интерьер в классическом стиле, или стиле барокко, ампир и т.д. то соответственно и стенды должны быть выполнены в данном стиле. И какими бы оригинальными не были стенды в стиле ХАЙ-ТЭК, но они будут неуместны в сочетании с Греческим стилем. И наоборот, те же картины абстракционистов, конструктивистов впишутся в современные технологические стили современных конгломератов (стекло, металл, пластик).

Адепты от дизайна должны обладать не только природным вкусом чувствуя шестым чувством гармонию прекрасного, но и знать тончайшие нюансы взаимосвязей места, формы и содержания. Знать множество сочетаний цветов свойств природных и искусственных материалов. Ориентироваться в композиционных и художественных возможностях и решения.