Особенности зрительного восприятия информации

Восприятие, ощущение, представление, мышление-процессы, несущие познавательные функции. Работа зрительного восприятия, состоит из двух составляющих:

1 – видеть. 2 – познавать.

Анализ увиденного, поиск аналогичных закономерностей выявляет оптимальное решение – выбор образа – символа. Например: смотря на красный цвет, человек чувствует тепло, огонь, а на голубой – прохладу и воздушность. Зеленый – успокаивает, фиолетовый – придает мистичность и т.д.

Особенно интересен опыт древних в расшифровке цветовых аур, окружающих живые и неживые формы материй.

Ведь если рассуждать о цвете как спектральном свете, то любой цвет – это Аура образа созданного искусственным путем. С помощью цветных красок на холсте, бумаге и любом цветном предмете.

Если брать в основу поверхности: плоские (плакаты, картины, фотографии), искривленные (объемные предметы, скульптуру, архитектуру), то они тем реальней, чем более точен их цветовой код, скопированный с реального кода.

Взгляд человека может быть быстрый (мимолетный), а может быть медленный (сконцентрированный), что существенно исказит восприятие в первом случае и станет аналогичным оригиналу, во втором.

Параметры восприятия, при моментальном восприятии ограничиваются площадью кругового сектора, диаметр которого равен расстоянию от зрителя до предмета.

Вывод: Угол параметрической видимости, при неподвижном взгляде охватывает по ширине – 540, вверх, по линии горизонта – 270, вниз – 100. Зритель охватит всю площадь с информацией, если отойдет не меньше чем на ее длину (ширину) или двойную высоту. Угол восприятия зрительной информации:

Правильный – 300.

Допустимый – 450.

Недопустимый – 600.

Причем рассматривание под углом – 450 справа лучше, чем слева под углом 450.

Не следует забывать, что человеческому зрению свойственно поддаваться оптическому обману.

К примеру: глаз человека физиологически двигается слева направо медленнее, чем сверху вниз, поэтому одинаковые линии вертикально кажутся меньше, чем горизонтально.

На рассматривание пунктирных линий (линии, разделенные на отрезки) уходит больше времени, чем на рассмотрение сплошных.

Сплошная белая поверхность кажется нам меньше, чем разделенная на квадраты (магический квадрат, шахматная доска).

Плоскость восприятия информации бывает отчетливой или относительной при рассматривании в целом и в деталях, в зависимости от расстояния между предметом и зрителем.

При расположении экспозиции в интерьере или экстерьере надо правильно определять масштабность и соразмерность. Так как мелкие и крупные предметы по разному воспринимаются. Но с другой стороны все зависит от целей и задач отражающихся в композиции.

Большую роль в композиционных решениях имеют не только плоскостное, но и объемное восприятие, когда глубина перспективы тоже имеет равновесие, но не по сторонам, а по планам (1-й план, 2-й план, 3-й план и т.д.)

В древних иконах иконописцы даже использовали обратную перспективу. Тем самым создавая минусовые планы, как бы располагающиеся за спиной зрителя. Вводя его во внутрь композиции.

Вывод: Для обеспечения отчетливого восприятия объема необходима четкая видимость, которая определяется:

1 – расстоянием до зрителя и углом восприятия.

2 – уровнем освещенности.

3 – контрастным решением информации изображаемого предмета (текста, схемы).

4 – масштабностью