О выборе пути добра и зла

Люди, в большинстве своем, обычно уверены в том, что выбрали для себя сторону добра, а потому относят себя к положительным людям. Тем не менее, в реальности дело обстоит не совсем так. Слишком часто мысленно мы осуждаем и даже унижаем других, руководствуясь при этом, якобы, чувством справедливости. Например, нам может казаться, что свои осуждением мы служим восстановлению справедливости, поскольку собственные качества (заслуги) мы считаем более достойными, чем качества того, кого мы осуждаем. Таким образом, истинная причина нашего «праведного» гнева будет заключаться в укреплении собственного болезненного эго. Так или иначе, тяга к осуждению, в большинстве случаев, является следствием нашего болезненного самолюбия – мы пытаемся увеличить собственную значимость, пусть не в чужих, так хотя бы в собственных глазах. Мы как будто приговариваем осужденных к условной «казни», в то время как для себя определяем «золотой трон» «высокодуховной» личности. Среди исторических личностей такие примеры нередки (А. Гитлер, И. В. Сталин, Мао Цзэдун и др.).

Так можно ли говорить о выборе пути добра, если мы проявляем осуждение других и зависть к ним? Если мы действительно относим себя к стороне добра (или, по крайней мере, хотим к ней относиться), то мы должны ориентироваться прежде всего не на чужие, а на собственные ошибки. В процессе истинного созерцания себя, повышения собственного нравственного уровня не должно быть места зависти. В противном случае наше сознание, напротив, работает на сторону зла. Вспомнить хотя бы известные изречения на эту тему: «Не судите, да не судимы будете», «В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает».

Осуждая человека, мы думаем, что знаем его. Но можем ли мы видеть все причины, которыми он руководствуется в этом случае? Индийский философ и мыслитель Ошо писал, что важным является не умение прекратить осуждать людей, а умение понять, почему и как мы их осуждаем. Он считал, что осуждать мы можем только поведение человека (его действия), в то время как сущность его нам недоступна. Осуждение человека по его действиям может быть ошибочным. Например, человек может улыбаться – действие, проявляющееся на поверхности. На самом же деле, внутри себя, он может грустить или даже плакать. Возможно также, что улыбается он именно по причине своей грусти, которую не хочет показывать окружающим. Люди часто стесняются подобных эмоций.

Кроме того, смех и слезы очень близки друг к другу. В Индии детей часто предупреждают о том, чтобы те не смеялись так сильно, иначе придется плакать. И действительно, чрезмерный смех вызывает слезы. Поэтому нередко улыбка и смех являются лучшим способом спрятать от окружающих свои слезы. Так, Ф. Ницше говорил о том, что его считают очень веселым человеком, потому что он продолжает улыбаться. Однако, объяснял философ, смеяться ему часто приходится для того, чтобы не начать плакать. «Я должен перенаправить свою энергию в смех, — говорил он, – иначе она станет слезами».

Это было очень проницательное наблюдение. Если мы видим только улыбку человека, мы не можем знать того, что не показывается – что творится у него на душе. Это слишком личное, в отличие от поведения, которое носит поверхностный характер. Истинную же ценность представляет сам человек, стоящий за этим поведением. Но так как мы этого человека не знаем, наше суждение о нем, скорее всего, окажется ошибочным – как ошибочным представляются нам суждения о нас других людей. Потому что, оценивая себя, мы ориентируемся на свою сущность, которую другие не могут увидеть так, как мы. То же самое получается и с другим человеком. Если человек разозлился в ответ на наши слова, это еще не говорит о том, что этот человек злой. Гнев может быть просто кратковременной вспышкой, в то время как сам человек – любящим и добрым. Соответственно, если мы будем формировать свое мнение об этом человеке, исходя из его временной несдержанности, мы рискуем получить неправильное суждение. Мы можем посчитать его злым и начать избегать его, а все потому, что мы просто его не поняли.

Однако поступки – это то единственное, что доступно для нас. Если суждение о человеке по поступкам ошибочно, что же нам остается? Ошо пишет о необходимости учиться постигать внутреннюю сущность человека, несмотря на то, что в нее трудно проникнуть. Душа человека всегда хранит в себе такую часть, которая закрыта от других, даже если речь идет о любящих друг друга людях.

Таким образом, суждения снаружи – это, как правило, неверные суждения. Они относятся не столько к человеку, сколько к его действию. Но и действие само по себе имеет контекст, который мы можем не знать, так как не знаем всей жизни человека. Это больше похоже на страницу, вырванную из романа, по которой мы пытаемся составить суждение о романе целиком. Однако, может быть вырванная страница была самой негативной частью романа. Поэтому судить о чем-то, вырванном из контекста, – это ошибка. То же самое, считает Ошо, и с человеком. Мы можем видеть человека, который прожил сорок лет до нашей с ним встречи, и еще столько же он, возможно, проживет после нее. А мы беремся судить этого человека, которого видим всего несколько мгновений, без учета контекста всех предыдущих прожитых лет.

Однако речь не идет о том, чтобы блокировать осуждающие мысли, делать вид, что их вовсе не существует. Также непродуктивным представляется постоянное осуждение себя за неумение побороть эти мысли. Целесообразнее перенаправить их энергию на работу над собственной личностью: вместо того, чтобы осуждать недостатки других людей, человек начинает думать о совершенствовании собственных положительных качеств. Важно помнить, что осуждение и зависть отнимают у человека энергию, делают его слабее. Он становится ворчливым, чаще обижается, легче выходит из себя. В то же время перенаправление энергии осуждения в новое позитивное русло, направленное на самосовершенствование, позволяет человеку проживать собственную жизнь более качественно и плодотворно. Вместо того чтобы беспокоиться по поводу других, человек работает над собой и развивается. Ведь зачастую наши осуждения являются проекцией собственных слабостей на других людей. Таким образом, разобравшись с собой, с собственной сущностью, человек условно переходит на качественно новый уровень, когда он уже может помогать другим.