Египетские иероглифы

Изобретение письменности стало одним из величайших в истории человечества. Именно благодаря ей человечество смогло окончательно выйти из состояния первобытности, стать подлинными людьми, развить заложенные внутри себя потенции, что нашло отражение в науке, искусстве, религии. Одной из первых письменных систем была египетская иероглифика.

Возникновение и развитие письменности

Древнеегипетский язык принадлежит к семито-хамитской семье языков. Само слово «иероглифика» греческого происхождения и означает «священное письмо». В Египте она распространялась с конца IV тысячелетия до н. э. Согласно верованиям древних египтян, письменность людям даровал бог Тот. Поначалу она сохраняла характер пиктограммы – рисуночного письма. Каждая пиктограмма означала целое понятие. Впоследствии система письменности развилась до словесно-слогового типа, но сохранила рисуночный вид. Это и есть иероглифика. В свой позднейший период (II–III вв. н. э.) насчитывалось более 6 тысяч иероглифов. Структура древнеегипетской иероглифики сформировалась в эпоху Раннего царства (XXXII–XXVIII вв. до н. э.).

Кроме иероглифики существовали также иератика и демотика. Иероглифика применялась чаще всего для письма на камне. Иератика («жреческое письмо») – это более простая версия иероглифики. Ее использовали для письма на глиняных черепках-остраконах и папирусе. Демотическое («народное») письмо являлось самым поздним видом письменности (сложилось к VIII в. до н. э.) и представляло собой скоропись, в которой первоначальные иероглифы сильно искажены и упрощены.

Структура древнеегипетской письменности

Иероглифика делилась на две большие группы – фонограммы и идеограммы. Фонограммы делились на буквенные, обозначавшие один согласный звук, и слоговые, состоявшие из двух-четырех звуков без гласных (они, как и в большинстве семитских языков, не обозначались на письме).

Идеограммы были представлены логограммами, которые обозначали целое слово или понятие в виде рисунка предмета. Они могли иметь несколько значений, поэтому для уточнения смысла использовались детерминативы – специальные определительные идеограммы, которые не читались. Например, изображение человека указывало на обозначение профессии или социального положения.

Дешифровка древнеегипетской письменности

После V века древнеегипетская иероглифика была вытеснена коптским алфавитом, а язык окончательно исчез из обращения и стал мертвым. С тех пор древнеегипетские надписи будоражили умы ученых вплоть до XVIII века. Решающее значение в дешифровке иероглифов имел так называемый Розеттский камень. Он был найден в 1799 году во время Египетского похода Наполеона. Это была базальтовая плита с надписью на трех разных языках, как тогда полагали. Сама плита была создана во время правления фараона Птолемея V (II в. до н. э.). В течение 23 лет предпринимались попытки дешифровки, по большей части неудачные.

В 1822 году французский ученый Жан-Франсуа Шампольон явил миру ключ к пониманию иероглифов. Проделав кропотливую работу над Розеттским камнем, считая и анализируя иероглифы в надписях, он установил, что первые две из них – это разновидности одного и того же древнеегипетского языка: иероглифика и демотика. Третья надпись была на древнегреческом, который Шампольон знал с 9 лет. Тщательно сопоставляя надписи друг с другом, изучая и другие билингвы (одни и те же надписи на разных языках), он пришел к выводу, что иероглифы означали не только слова, но и звуки.

Шампольон до самой своей смерти в 1832 году вел напряженную работу по исследованию древней цивилизации. Итогом ее стали опубликованные им «Египетская грамматика» и «Очерки иероглифической системы древних египтян», где были систематизированы и обобщены полученные знания. Так было положено начало новой науке – египтологии.