Степень воздействия цвета зависит не только от длины волны излучения, но и от яркости, насыщенности тона. От характера сочетания цветов. К примеру: Светло – красный (алый) вызывает чувство бодрости, веселья, радости. Темно-красный (бурый цвет крови) или ярко красный – раздражает, пугает, ведет к депрессии, упадку.
Сине-голубой создает угнетающее настроение, с проблесками надежды и веры.
Бордовый цвет – создает чувство символичности, уважения, таинственной загадочности и недоступности, поглощая все на своем пути.
Многие цвета символически используются в геральдике государств, отражая их исторические качества и особенности.
К примеру: Красный круг на белом фоне – символ концентрации, целеустремленности, свободолюбия и законченности в философии, гармоничности и счастья.
Алый цвет рождает чувство сплоченности, жизненной энергии, равноправия и братства.
Зеленый – духовности, веры, гармонии и фанатической преданности.
Но кроме цвета, существуют два противоположных качества материала: Белое и черное начало и окончания восприятия человеком свойств материалов. Это по своей сути не цвета, а магические свойства материала отражающие свет (белый) и поглощающие свет (черный). Это самые древние свойства впервые познанные человеком и олицетворяющие более духовные, чем физические качества в сознании человека.
День и ночь. Пепел – уголь. Это дуалистически противоположные качества, чаще всего олицетворяющие добро и зло. Сочетание данных качеств в искусстве изображения выделено в определенную категорию – графику, графито и т.д. (то, что выполнено графитом – черной линией, пятном на белом фоне).
С эстетической точки зрения «истинная» (черно-белая) графика, символизирующая отражение и поглощение является сильнейшим магическим инструментов. Кажущаяся простота исполнения завораживает человека. Взгляд которого начинает как бы блуждать по линии, от пятна к пятну, то ускоряясь по бесконечности линии, то перепрыгивая от одной черточки к другой, концентрируясь то на одной точке, то на другой. Если цвет – это иллюзия более эмоциональная, то графика более символическая (особенно линейная) С Апогеем графических изображений является философское восприятие Начала и Конца неких крайних точек, между которыми отражается суть изображаемого. Противоборство белого с черным – равносильно противоборству двух истин (позитив и негатив), которые, хотя и противоположны друг к другу, но друг без друга не могут существовать. Белое и Черное делят пополам все и вся.
Это символ противоречивости мистических сочетаний души и тела, внутреннего и внешнего, явного и тайного. Различные сочетания «черного» и «белого» напоминают Человечеству борьбу двух начал. Которые аналогичны «светлой» и «темной» сторонней жизни и смерти во Вселенной.
Как существует предметная композиция, так существует и цветная – колорит.
КОЛОРИТ – сочетание цветов, вызывающие цветосимволические впечатления влияющие на сознание и подсознание человека. Так же как и яркость цветов, их сочетание.
Психосимволизм субъективного восприятия цвета, существенно отличается от психосимволизма объективного восприятия цвета.
К примеру: Белое пятно на красном фоне будет казаться желтоватым. А вот уже большое белое пятно, на красном фоне, по краям будет желтоватое, к середине будет беловатое, а в центре – голубоватое.
Особенно интересно появление «фантомов» цвета при сочетании белого и черного. Белая бумага, из-за соседства с черными пятнами известной густоты, может казаться зеленоватых оттенков. При другой комбинации – голубовато-холодными и т.д. При сочетании волнистых линий, меняющих свою толщину, тоже можно заметить магию цветовых вибраций, скользящих за взглядом.
Противоречие теплых и холодных цветов состоит в том, что теплые цвета как бы выдвигаются вперед, а холодные на задний план. Зеленые и серые цвета являются нейтральными и часто занимают вторые планы. В природе это особенно заметно к вечеру.
Теплые цвета более материализуют предметы, а холодные создают пространственную среду.
В любом случае цвет и его оттенки – это психофизиологические ориентиры – символы, сформировавшие в человеке всю гамму чувств и переживаний от простого созерцания открытой изнутри части мозга (глаза) в окружающую среду. Это идеальное средство самозащиты и мироощущений. Незаменимый катализатор молниеносного восприятия и ориентированности в пространстве.