Субъективно-избирательное смешение цветов – магия цвета.

Избирательные смешения цветов:

(субтрактивное, вычитательная)

Пример: в основу положено последовательно вычитание одних цветов спектра путем поглощения их через прохождения через какие-то среды. Если на пути белого света поставить голубое стекло, то будут пропускаться только синие и зеленые лучи, а если поставить еще и зжелтое, то будет зеленый свет, так как желтое стекло поглотит синие лучи. Именно на этих принципах смешения цветов создавались многие произведения искусств в древности. В живописи данная техника работает и называется лессированной (то есть последовательное наложение одного цвета на другой), что при многократном повторении приводило к изумительным эффектам.

Закон Валера: «старые мастера «Эжен Фромантен» М. Сов.худ.1996г. стр. 154-155»

«Наши живописцы – мастера исторического жанра, пейзажа, натюрморта, обсуждают очень модный и действительно заслуживающий внимания вопрос: как вернуть живопись один из самых утонченных и необходимых средств выражения. Я говорю о том, что принято принимать Валером. Под этим словом… подразумевают количество света или тени, содержащиеся в данном тоне. То есть количество света в цвете. Остаток этот выражен рисунком или оттенком или гравюрой легко уловим, так как черный тон по отношению к бумаге представляющий единицу света будет иметь большую валерность, чем серый. Выраженный цветом этот оттенок становится абстракцией. Он не менее реален, но его труднее определить. Например, в каждом фиолетовом тоне надо учитывать не только количество красного и синего способного умножить его оттенки до бесконечности, но также иметь в виду количество света или интенсивность, приближающий данный фиолетовый к единице света или тени. Вот в чем интерес этого исследования: цвет не существует сам по себе, ибо он как мы знаем, видоизменяется под влиянием соседнего цвета. Сам по себе он не обладает каким-либо достоинством, кроме магического, но об этом попозже. Все его качества зависят от окружающих, так называемых дополнительных цветов. Таким образом, с помощью удачно подобранных контрастов и сопоставлений можно придать любому цвету самое разнообразное звучание. Хорошо владеть колоритом – это уметь искусно сопоставлять Валеры цветов.

Цветовая гармония может быть 2 видов: по цветовому сходству (дополнительные цвета) и по цветовому контрасту (контрастные цвета). На основе цветовых сочетаний существует множество теорий, вот основные из них:


Цветовой круг:

1. Стоящие рядом цвета – плохие комбинации (исключая синий и фиолетовый)

2. Цвета, расположенные через 1-самые плохие комбинации.

3. Через 3 – посредственные комбинации.

4. Через 4 – довольно хорошие комбинации.

5. Через 5 – лучшие комбинации.

Если хотят сопоставить 3 цвета (триада), то выбирают их так, чтобы между каждым было равное количество переходов, то есть по 3 промежуточных.

Цветовая гармония по Гетте.


1. Характерные цвета (через цвет)

2. Без характерные цвета (рядом лежащие)

3. гармонические цвета (противолежащие цвета)