О вере и религии

Так ли хороша вера и религия? Статья-рассуждение.

Поводом сесть писать стала мимоходом услышанная фраза «Вера людей объединяет, а религия разъединяет». Слышать ее, наверное, все слышали. Казалось бы, вера как раз понятие сугубо индивидуальное, это личное дело каждого, верует он или нет. Вера свободна, она внутри, в душе, в сердце. Веру не выбирают, она либо есть, либо ее нет.
Слово «религия» происходит от латинского religare — воссоединять, она как раз должна объединять людей одной веры. Религия не свободна, ограничена сводом правил, морально-этическими нормами поведения, различными обрядами и культовыми действиями. Но, человек сам свободен выбрать, какую религию ему исповедовать или, при желании, перейти в другую религию, которая ему ближе. Религия — это, скорее, внешнее, оболочка, но это нисколько не умаляет ее ценности для человека и человечества. Мир будет светлее и добрее, если большая часть будет следовать правилам-заповедям — не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй.
Есть люди, которые религиозны напоказ — соблюдают пост, постоянно ходят в церковь и осуждают тех, кто этого не делает, да и вообще осуждают всех, грозя карой небесной и проклиная инакомыслящих; крестятся и божатся к месту и не к месту. Не это ли, как раз смертные грехи — гордыня и гнев? (Еще и нарушение третьей заповеди — «Не произноси имени Господа напрасно»). Пост, это прекрасно, об этом и многие диетологи говорят. И в церковь ходить хорошо, и молиться лучше в храме — место намоленное, средоточие силы и славы Бога, где Ваша молитва многократно усиливается верой и молитвами других людей. Но зачем выставлять это на всеобщее обозрение? И молитва разве не внутренний диалог с Богом (или монолог)? Не против ли и Святое Писание показной набожности?
Есть еще одна расхожая фраза «Не согрешишь — не покаешься». Как думаете, верующий человек будет так говорить? Да, покаянию в христианстве уделяется большое значение. Признавать ошибки, каяться, просить прощения может только сильный духом человек, отринувший свою гордыню и осознавший свою неправоту. Но раскаиваются ли бахвалящиеся грехом?
Практически все, кто застал обучение еще в Советском Союзе, помнят лозунг из цитаты Карла Маркса «Религия — опиум для народа». Лишь немногие знают контекст, разрешите привести эту цитату более полно: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Вам не кажется, что в контексте смысл меняется. В то время, когда это было написано, опиум вообще считался лекарством, да и сейчас есть опиатосодержащие препараты. Так что Маркс говорил о религии, как об отдушине, лекарстве, успокоении души, толике надежды угнетенного народа, а не об одурманивании и оболванивании, как это интерпретировалось в нашем недалеком прошлом. Вообще всегда, когда цитату вырывают из контекста, смысл может измениться чуть не на противоположный. Извращенная, обезглавленная цитата стала оружием в борьбе с религией, когда разрушались храмы, расстреливались и ссылались священники. И во время «развитого социализма», когда выискивались и выслеживались посещающие храм люди, которых потом осуждали и высмеивали, подвергали гонению. Победила ли религию страна, где атеизм стал тоже неким подобием религии? В нашей стране выросли поколения с весьма смутным представлением о религии. Побелил ли атеизм, победили ли веру? Нет. Во время Великой Отечественной войны, в лихую годину, гонения на религию и церковь несколько ослабли. Перед боем молились, в городах служились молебна, чтобы город выстоял перед натиском врага.
К слову, если уж вспомнили Великую Отечественную, были и, так называемые, религиозные войны, которые к религии имели лишь косвенное отношение. Основная цель практически любой войны — захватническая, борьба за территорию, ресурсы, власть, сферы влияния — цель не совсем благовидная, поэтому ее надо оправдать и под нее подвести определенную идеологию, базу. Назначают виновниками чего-либо людей другого вероисповедания, а на самом деле идет борьба за власть и сферы влияния.
Так и в наше время боевики ИГ, одурманенные пропагандой идей небольшой группки людей, преследующих свои личные цели, своими действиями просто дискредитируют мировую религию Ислам.
Чтобы хоть как то резюмировать — вера и религия понятия близкие, но не идентичные. К вере приходят, в религию уходят. Разъединяет не религия, а индивиды, эксплуатирующие религию в своих собственных интересах, к религии, а тем более к вере, никакого отношения не имеющие.

Исполнитель Ведешина Светлана Анатольевна (analtevs)