Контраст в искусстве – основной закон магии

Закон контрастов в магии и искусстве.

контраст в искусстве5 закон контрастов. Эффект Пуркинье. Как известно сетчатка глаза содержит 2 вида светочувствительных элементов – колбочки и палочки. Колбочки – обеспечивает цветовое зрение, тон, а палочки – не чувствительны к цвету, но характеризуют светлоту и насыщенность. В зависимости от освещенности зрачок глаза может увеличиваться и уменьшаться (адаптироваться) в зависимости от цветового потока. Оказывается световая чувствительность глаза неодинакова. При многоцветковом излучении света или монохроматическом отражении цветов одинаковой мощности различные длины волн ощущаются различно. К примеру: максимальная чувствительность колбочек к желто-зеленому цвету с длиной волны 555 нм в наибольшей чувствительность палочек при длине волны 510 нм. С уменьшением яркости максимум видимости смещается в коротковолную сторону – сторону голубого, синего и фиолетового света. А если рассматривать потемнения различных цветных поверхностей с уменьшением освещенности, то можно заметить неравномерность снижения их потемнения. Так и в жизни при переходе к сумеркам все вокруг принимает голубовато-сиреневые поверхности, и соответствие действительного изменения цветового фона его восприятию особенно заметно при больших и малых яркостей. Так цвета очень большой яркости воспринимаются более желто-оранжевыми, и наоборот, при очень малых яркостях, цвет кажется смещенным в сине-зеленую сторону.

Эффект Вебера-Фехнера. (действителен для средних яркостей). При возрастании яркости (силы света) в геометрической прогрессии (0,1:0,2:0,4:0,8 и т.д.) интенсивность зрительного ощущения растет в арифметической прогрессии (1,2,3,4,5 и так далее). То есть при увеличении общей яркости тень становится все менее заметной в отличие от яркости, а различие яркости остаётся все тем же равным.

Воспринимая цвет глаза человека, не замечают разницы в насыщенности цвета, как изменение яркости и изменение яркости цвета, как изменение насыщенности.

В самом деле: очень освещенный предмет имеет менее насыщенный цвет, и художники, зная это, часто рисуя освещенные места, добавляют в цвет, белила, а в тенях оставляют чистый цвет.

Яркость и насыщенность цвета зависит от сочетания цветов по контрасту, а не от самого цвета. Чем ближе изображение, тем больше контраст и наоборот. Контраст также может видоизменять цвета и по цвету в зависимости от рядом находящихся друг с другом цветов. К примеру: если положить 2 полоски рядом 1 ярко-окрашенную ультрамарином, а 2 – голубой краской, то мы увидим их правильные цвета. Положив их вплотную – увидим ультрамарин красноватым, а голубую – зеленоватым. Получается, что при соприкосновении оба цвета изменяются и каждому из них как бы добавляется дополнительный цвет. Такие явления особенно заметны в зоне средних яркостей.

Явления одновременного контраста принимает большое значение при различии объекта и тона.

1. Светлый объект на темном фоне кажется больше равного ему по размерам темного объекта, помещенного на светлый фон.

2. Темный фон, как и темный контур, как бы подчеркивает цвет объект, делая его более насыщенным и наоборот, светлый фон умаляет значение объекта, его цвета, делает его более выразительным.

С увеличением чистоты цвета яркость уменьшается и при этом не одинакова для разных цветов.

К примеру: В тени чистые цвета, а освещенные (более яркие цвета) – меньше. Сине-фиолетовые цвета всегда более насыщенные, чем желтые. Получается, что яркость обратно пропорциональна чистоте (насыщенности цвета).

В особую категорию контрастов можно отнести нюанс и штрих. Именно небольшие изменения количественные рождают резкие изменения качественные в восприятии света и цвета, формы и содержания. Именно эти чувственные принципы организации материала способны длительное время поддерживать поток информации и эстетического наслаждения. Нюанс растягивает процесс адаптации и длительности цикла, насколько это возможно. Контраст начинает новый цикл, когда прежний исчерпал себя. Если рядом расположить 1 цвет, но различной интенсивности цветовые отрезки, то между ними возникает краевой контраст, похожий на воображаемую темную линию.

Трехмерные тела, ограничены двухмерными поверхностями, а сами границы поверхности одномерны (линии), поэтому большую роль играют контуры.

Все чаще меня спрашивают, какими материалами(карандашами, ластиком, бумагой, красками) лучше пользоваться?

Отвечаю доступно: лучше всего пользоваться мягкими карандашами (ластик должен быть мягким). Чтобы сделать магазинный ластик мягким необходимо его на некоторое время бросить в керосин а потом вылить и отмыть с мылом чтобы не было запаха. Красками лучше всего пользоваться на первом этапе — акварельными, так как для этого достаточно белой бумаги. На следующем этапе можно попробовать гуашью, потом использовать акриловые краски а потом при желании попробовать масляными художественными красками. Не забывайте, что существует такое понятие как растворители краски и разбавители краски. Растворители ее просто делают более бледной, а разбавители более жидкой.