Артисты древней Европы

Основная музыка той эпохи — это музыка странствующих артистов. Перед актерами того времени стояло много задач: самим сочинить песни, сделать постановки различных историй, легенд, пантомим, поставить танцы, выполнить цирковые представления (танцы на канате, дрессированные животные, акробатические трюки) — и ни одно из представлений не обходилось без музыки, она была основой всего. Среди музыкальных инструментов средневековой западной Европы можно отметить лютню (щипковый струнный инструмент), средневековую арфу, волынку, из смычковых — ребек (он оказал влияние на формирование всех скрипичных инструментов) и фидель, из ударных — колокола (были простые одиночные, а иногда подобранные по нотам), гремушка, треугольник, кроталы, тимпаны, из барабанов были табореллус и накария, существовал даже небольшой орган, который можно переносить — все это и создавало уникальный и неповторимый мир музыки западной части Европы эпохи Средневековья.
В IX веке появляется нотная запись — музыку записывают на пергаментной бумаге нотами. В основном первыми записями нот являются одноголосные песнопения для хора или солистов при церкви. Позднее появляются записи произведений трубадуров, труверов, миннезингеров (в разных странах они называются по-разному) — талантливых поэтов, что зачастую сами сочиняли и стихотворения, и музыку к ним, и лишь изредка им помогали менестрели. Стихи и музыка были в основном о красоте возлюбленных дам и о рыцарских турнирах, проводимых чтобы покорить сердце своей госпожи.
В IX–X веках появляются записи полифонических произведений. Становятся известны двухголосные пьесы южнофранцузского монастыря Сен-Марсьяль (XI — XII века) — необычное двухголосие произошло от певцов-импровизаторов, что могли умело совместить строгий мотив с собственно придуманными виртуозными добавками. Далее можно выделить собор Нотр-Дам в Париже (XII–XIII век), а еще Монпелье — рукопись, состоящая из трехголосных пьес XIII века. Эти произведения-пьесы назывались мотетами, и с того времени несколько столетий именно мотет стал очень популярным направлением в музыке. По принципу мотета сочиняли и музыкальные произведения для различных церковных ритуалов, мессы например.
В конце эпохи средневековья можно выделить двух композиторов. Первый — итальянец Франческо Ландино (1325–1397 года жизни), известный как «Слепой Франческо», так как был действительно слепым с детства, но это не помешало стать ему настоящей легендой времени Средневековья и получить лавровый венец в 1364 году. Он стал известен благодаря восхитительным виртуозным импровизациям на органе и создал огромное множество мадригал и баллад. Второй — француз Гильом де Машо (1300–1377 года жизни), известный как «земной бог гармонии» или «цветок всех мелодий». Гильом был основателем школы по многоголосию, благодаря его творчеству французская музыка буквально расцвела в вокале и инструментах. Он писал баллады так, что исполнить ее можно было на любом инструменте или сразу на нескольких. Вспоминая тот период истории невозможно не упомянуть католического епископа француза Филиппа де Витри (1291-1361 года жизни), ведь именно он в трактате предложил по-новому делать нотную запись с возможностью отображать длительность нот и ритма, что было невозможно при предыдущем многоголосии XII—XIII веков. Период этих талантливых людей история называет «Арс нова» — «Новое искусство» или «Новая техника (композиция)», ведь музыка того времени начала отличаться живостью и звуковыми красками.